Компания на протяжении более 25 лет занимается инновационной деятельностью. Результатом которой стало создание более чем 30 запатентованных изобретений, которые находятся на стадии внедрения или успешно применяются в производстве. На предприятии проводятся НИОКРы по разработке и изготовлению опытных образцов новой насосной и компрессионной техники, а так же работы по совершенствованию или оптимизации узлов машин и агрегатов. Создаются новые рецептуры резиновых смесей и совершенствуются технологии производства. Осваиваются инновационные технологии, которые позволяют обеспечивать выполнение высоких требований заказчиков, в том числе реализация импортозамещения.
Термореактивные композиты. Технология КАРБУЛа
Инженерные полимеры, обладают при умеренных температурах эксплуатации (порядка 150 - 200 ºС) высокими показателями механических свойств. Кроме того, в подвижных соединениях в условиях сухого трения разрушаются в зоне контакта из-за термодеструкции. Эти обстоятельства ограничивают их применение в ряде осложненных мехпримесями и высокими температурами скважинных условий, также как и других композитных материалов на термопластичных полимерных связующих.
Рефракторными свойствами, то есть сохранением при высоких температурах прочностных параметров, обладают некоторые композиционные материалы, имеющие керамические матрицы, а также углерод-углеродные композиции. Однако, ограничением широкого использования известных материалов с рефракторными свойствами является высокая стоимость их изготовления при существующих технологиях (как правило из «массива»), поскольку проблема формообразования, решается дорогостоящей механической обработкой.
В 2003 году специалистами ООО «РЕАМ-РТИ» инициативно была начата разработка технологии производства деталей с керамикоподобными свойствами на новых принципах.
На настоящий момент разработаны базовые технологии производства деталей с керамикоподобными свойствами, в том числе, для нефтепромыслового оборудования. В основе технологий лежит использование углеродсодержащих полимеров, позволяющих на стадии формообразования получать эластичные изделия-«прекурсоры». Поэтому первоначально проект создания технологии был назван «ТвР» - Твердые Резины.
На рис. 1 показана особенность углеродных композитов – рефракторные свойства – сохранение прочностных параметров при повышении температур.
Рис. 1. Зависимость прочностных свойств углеродных композитов и алюминиевых сплавов от температуры.
С 2017 года технология «ТвР» и материалы, получаемые в процессе производства получили торговое название «КАРБУЛа/CARBULä», и на сегодняшний день представлена различными структурными материалами: например, углерод-углеродными, углерод-карбидными с различными сочетаниями ингредиентов, базовых связующих.
Схема названия материалов семейства КАРБУЛа
Пример: КАРБУЛ SiC РС КК 20
Сокращенное название |
Объяснение вариантов композиций |
СС |
Углерод-углерод |
SiC |
Углерод - карбид кремния |
ВС |
Углерод - базальт |
GC |
Углерод- стеклосферы |
ALC |
Углерод- алюминий |
ТiC |
Углерод - карбид титана |
КК |
Карбид кремния |
К |
Карбоксил Т-200 |
Б |
Базальт |
УВ |
Углеродные волокна, тип В |
УТ |
Углеродные волокна, тип Т |
ИГ |
Искусственный графит |
С |
Стеклосферы |
О |
Диоксид кремния |
Ш |
Шунгит |
КТ |
Карбид титана |
АЛ |
Алюминевый порошок |
КМ |
Корундовые микросферы |
1) Семейство КАРБУЛа для всех исполнений (не меняется)
2) Структура базовой матрицы (латинскими буквами)
3) Вид эластомерного полимера (определяется особыми требованиями к изделию)
4) Основной компонент матрицы (кириллицей) *
5) Массовая доля основного компонента матрицы по отношению к полимеру 1/10
Например, цифра 20 указывает, что в базовой матрице 200 массовых частей компонента SiC к 100 массовым частям полимера
*) приведенный перечень наполнителей не ограничивает структуры базовых матриц
На рис. 2 приведены примеры изготовления зарубежных изделий насосной техники из углеродных композитов и по технологии МИМ (вариант ПИМ- технологии).
Рис. 2 Примеры изготовления зарубежных изделий насосной техники из углеродных композитов и по технологии МИМ (вариант ПИМ- технологии), (а, б США) и (в) по российской технологии МИМ (вариант ПИМтехнологии)
Как показывают предварительные испытания, изделия, изготовленные по технологии КАРБУЛа, обладают рядом преимуществ по сравнению рабочими органами из металлов по традиционным технологиям и с изделиями, изготовленными по ПИМ-технологии – из металлических/керамических порошков.
При этом основными целями являются придание изделию следующих характеристик:
- получение изделий сложных форм без механической обработки (с минимизацией необходимой размерной обработки),
- эксплуатационная теплостойкость до 300 °С (кратковременно 340 °С),
- теплопроводность в перспективе до 4 Вт/м . К
- линейное тепловое расширение в диапазоне 8 - 90
- химическая стойкость в пределах рН 1 - 14,
- гидрофобность поверхности (низкая способность к отложению солей, угол краевого смачивания водой и растворами солей более 90°),
- абразивостойкость,
- возможность эксплуатации в условиях сухого трения,
- приемлемую для потребителя изделий стоимость.
Технологии «КАРБУЛа », позволяют изготавливать изделия:
- с габаритными размерами от 0,5 до 500 мм и толщиной стенок от 0,2 до 20 мм.
- со сложной пространственной формой (например, рабочее колесо центробежного насоса, ротор компрессора) и свести к минимуму, а в ряде случаев исключить, финишную размерную обработку.
В ходе научно-исследовательские работ изготовлен ряд опытных образцов изделий, лабораторные испытания которых дали положительные результаты. Установлены базовые критерии технологических переделов, позволяющие изготавливать и поставлять изделия типа «рабочее колесо» ступени центробежного насоса в ценовом диапазоне изделий из «нирезиста». Накопленный опыт позволяет приступить к изготовлению пилотных партий деталей для насосной техники и их апробированию в условиях ОПИ.
На рис. 3 представлены опытные образцы:
рабочее колесо центробежного насоса и поршень для двигателя внутреннего сгорания
Изделия, выполненные по технологии КАРБУЛ, как видно из табл. 1, обладают рядом преимуществ не только по сравнению традиционными металлическими деталями, но и с изделиями, изготовленными по ПИМ-технологии, а именно: способны выдерживать сухое трение, имеют меньшие ограничения по габаритам, меньшую размерную усадку, и, кроме того, доступнее по цене.
Таблица №1 «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИЙ»
Табл. 1 |
|||||||
БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НЕФТЕПРОГРУЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ |
|||||||
|
Сталь |
керамика |
С-С/Si-C |
Алюм. сплавы |
|||
Характеристика |
Мех. обработка |
Порошковая металлургия |
Литье
|
MIM (PIM) - технология |
КАРБУЛа-технология |
||
Вес (г) |
1 - 10000 |
5 – 2500 |
1 – 1000 |
0.01 - 200 |
|
0.001 - 2000 |
- |
Мин. Допуск, (%) |
< 0.1 |
0.1 |
0.5 – 1.0 |
0.3 – 0.5 |
0.3 – 0.5 |
< 0.1 |
- |
Плотность (%) |
100 |
92 |
99 |
96 - 100 |
** |
** |
100 – 92 ** |
Пористость, % |
0 |
8 |
1 |
4 - 0
|
4 - 1 |
3 - 0
|
0 – 8 ** |
Удельная плотность, г/см3 |
7,8 – 7,9 |
= |
= |
= |
2,5 – 3,6 |
1,3 -1,8 |
2,7 – 2,8 |
Прочность (%) |
100 |
70 |
> 95 |
> 96
|
= |
С-С = Al |
Al = C-C |
Толщина стенки (мм) |
1 - 100 |
2 – 20 |
2 – 20 |
0.5 - 10
|
0.5 - 10 |
0.2 - 10
|
- |
Шероховатость поверхности Ra(мкм) |
0.2 - 4 |
2 – 5 |
5 |
1 - 2
|
1 - 2
|
0.2 - 1 |
- |
Твердость, HRC |
25 - 32 |
25 - 32 |
25 - 32 |
25 - 37 |
> 60 - *) |
62 - 77 |
> 2 |
Стоимость изделия, % |
100 |
100 -130 |
70 |
200 - 60 |
800 - 2000 |
100 - 300 |
300 |
Агрессивостойкость |
низкая |
низкая |
низкая |
низкая |
высокая |
очень высокая |
низкая |
Масса изделия, % |
100 |
92 |
99 |
96 -100 |
30 - 45 |
12 - 14 |
20 - 22 |
Относительная стоимость изделия $/kg |
25 |
25 - 33 |
17,5 |
45 - 300 |
200 – 500 |
100 – 300 |
150 |
Усадка, % |
** |
** |
** |
До 26 |
До 26 |
0,8– 4,5 *** |
** |
Коэффициент теплового расширения, a х10-6 |
11- 13 (17) |
= |
= |
11 - 18 |
9 - 11 |
5- 90 *** |
22 -25 |
Способность к сухому трению |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
есть |
нет |
* твердость керамики (стекла);
** все виды технологий получения изделий;
*** зависит от вида базовой матрицы и режима отверждения (5-17 – для ряда матриц SiC).
C 2016 года к исследованиям свойств керамикоподобных материалов семейства КРАБУЛ подключился НИТУ «МИСиС». Работа выполняется при поддержке федеральной целевой программы исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы, идентификатор ПНИЭР RFMEFI57815X0133
Таблица №2 ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ СЕМЕЙСТВ КАРБУЛ
Варианты композиций |
Прочность на разрыв, МПа |
Относит. удл., % |
Сжатие, МПа |
Изгиб, МПа |
Ударная прочность, кгс см/см2 |
Плотность, г/см3 |
Карбул С-С |
до 95 |
2 - 4 |
до 300 |
до 120 |
до 10 |
1,2 … 1,8 |
Карбул Si-C |
до 55 |
4 - 6 |
до 200 |
до 100 |
до 8 |
1,2 … 1,6 |
ПРИМЕР ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ КОНКРЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ СЕМЕЙСТВА КАРБУЛ
Варианты композиций |
Предел прочности при растяже-нии σ, МПа |
Изгибающие напряжения при разрушении
σ, МПа |
Максимальное напряжение при сжатии
σ, МПа |
Ударная вязкость по Шарпи а,
кДж/м2 |
Коэффициент Теплопроводности при 300 оС λ, Вт/м К |
Плотность,
г/см3 |
Твердость
Шор Д |
Удельное объемное электрическое сопротивление материала,
ρv, Ом*м |
КАРБУЛ СС РС К-30 |
до 95 |
до 120 |
до 200 |
6,76 |
0,47 |
1,8-1,9 |
95 |
1,8*1014 |
КАРБУЛ СС РС ТУВ-2,5 |
до 80 |
до 110 |
до 250 |
4,61 |
0,38 |
1,3-1,4 |
92 |
4,2*107 |
КАРБУЛ SiC РС КК-29 |
до 55 |
до 85 |
до 150 |
2,85 |
1,16 |
1,9-2,1 |
94 |
8,08*107 |
КАРБУЛ ВС РС Б-10 |
до 60 |
до 95 |
до 200 |
3,14 |
0,54 |
1,8-1,9 |
90 |
1,36*1014 |
КАРБУЛ ALC PC АЛО-25 |
39,7 |
55 |
180 |
2,55 |
1,1 |
1,87 |
92 |
6,8*1011 |
В ходе научно-исследовательские работ изготовлен ряд опытных образцов изделий, лабораторные испытания которых дали положительные результаты. Установлены базовые критерии технологических переделов, позволяющие изготавливать и поставлять изделия типа «рабочее колесо» ступени центробежного насоса в ценовом диапазоне изделий из «нирезиста». Накопленный опыт позволяет приступить к изготовлению пилотных партий деталей для насосной техники и их апробированию в условиях ОПИ.
Проводятся испытания материала Карбул ТiС РС Т-75В (использование сухим смазок типа нитрида бора в рецептуре совместно с Карбидом титана) для применения его в качестве материала опорных подшипников.
Твердость материала: 97-98 по Шор Д. Плотность материала: 3,2 г/см3.
Трибологические свойства материалов Карбул.
Результаты испытаний одноимённых пар трения по схеме "диск-диск" приведены на рис. 4 и рис. 5.
Условия проведения испытаний:
- усилие прижатия дисков - 100 Н;
- удельное давление - 0,066 МПа;
- частота вращение вала - 275 об/мин;
- скорость скольжения (по среднему диаметру) - 0,5 м/с;
- длительность испытания - 10 минут.
Абразивостойкость.
Проведенные в АО «НОВОМЕТ-Пермь» в 2012 году сравнительные испытания абразивной стойкости рабочих колес (РК), выполненных из материала «КАРБУЛ C-C» и порошка ЖГр1Д15 (рис. 6, а), продемонстрировали - у РК из «Карбул C-C» наблюдается гидроабразивный износ входных кромок рабочих колес, вызванный вихрем на повороте потока, и частичное повреждение вихревого венца и верхнего диска, в то время как у рабочих колес из ЖГр1Д15 подобных разрушений нет. В то же время подтверждено, что абразивная стойкость материала «Карбул C-C» по сравнению с композициями из полифениленсульфида (PPS) выше в 5 раз.
Совместно с ООО «НПК «ЛЕПСЕ-Нефтемаш» изготовлен героторный насос (ГН) для которого были изготовлены опытные детали из материала «КАРБУЛ SiC» с содержаниемя 30% карбида кремния.
Испытания в лаборатории «ЛЕПСЕ-Нефтемаша» на абразивную стойкость неподвижных крышек этого насоса, изготовленные из композиции «КАРБУЛ Si-C», взаимодействующих с внутренними роторами из традиционных высокопрочных сталей показали - износа, эквивалентного металлу, у крышек из композиции «КАРБУЛ Si-C» не наблюдается. (рис. 6, б).
Рис.6.а Сравнительные испытания абразивной стойкости рабочих колес (РК), выполненных из материала «КАРБУЛ C-C» и порошка ЖГр1Д15
Рис.6.б Испытания в лаборатории «ЛЕПСЕ-Нефтемаша» на абразивную стойкость неподвижных крышек этого насоса, изготовленные из композиции «КАРБУЛ Si-C», взаимодействующих с внутренними роторами из традиционных высокопрочных сталей показали - износа, эквивалентного металлу, у крышек из композиции «КАРБУЛ Si-C» не наблюдается.
Сравнительные испытания в абразивной среде образцов материалов системы КАРБУЛ С-С и стеклонаполненной марки полифениленсульфида «Фортрон», выполненные в 2011 году в АО «НОВОМЕТ» показывают, что скорости изнашивания втулки рабочего колеса (ВРК) из материалов КАРБУЛ С-С приблизительно в 5 раз ниже, чем у ВРК из материала «Фортрон». При этом в условиях сухого трения материал «Фортрон» не работоспособен из-за термодеструкции. На образце ВРК из материалов КАРБУЛ С-С происходит поверхностная графитизация, благодаря чему работает трибосопряжение сталь-графит.
ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ
В 2017 году осваивается изготовление неподвижных крышек насоса ГН из керамикоподобных композиций КАРБУЛ SiC РС КК-29 и КАРБУЛ SiC РС КК-60 с высокой абразивной стойкостью (рис.7).
Рис.7 Крышка героторного насоса из керамикоподобной композиции КАРБУЛ SiC РС КК-60
Изготавливаются рабочие ступени центробежных насосов малой дебитности для проведения ОПИ (рис. 8).
Рис.8. Рабочая ступень центробежного насоса малой дебитности (25 м3/сут.)
Изготавливаются подшипники скольжения возвратно-поступательного движения (рис.9) в виде втулки (деталь РР.052.204.211).
Рис.9. Втулка ПЭД (деталь РР.052.204.211)
Эффективное применение технологии КАРБУЛа в нефтедобывающем оборудовании сдерживается необходимостью проведения широких эксплуатационных испытаний оборудования в разнообразных скважинных условиях, для чего необходим выбор номенклатуры востребованных на рынке изделий с учетом следующего обстоятельства:
любое сервисное предприятие, любой производитель оборудования пытается сократить номенклатуру изделий, так как рост номенклатуры всегда сопровождается рядом проблем, связанных с логистикой, тендерными закупками и т.д.
Рекомендуемые области применения изделий производимых по технологии КАРБУЛа:
Насосное и компрессорное оборудование.
Детали поршневых и газотурбинных двигателей.
Подшипники скольжения вращательного и возвратно-поступательного движения.
Детали оборудования химического и атомного машиностроения.
Винты для судов.
Изделия специального назначения.
В этих обстоятельствах ООО «РЕАМ-РТИ» рассматривает любые предложения по использованию технологии КАРБУЛа в различных деталях с целью в дальнейшем совместно с заказчиком сформировать и реализовать программы НИОКР, подготовки и освоения производства изделий.